Лирический дуэт Сериал «Elfen Lied» поразил меня. Я пытаюсь понять, в чем его сильные стороны, но вижу одни слабости... Если писать аналитический обзор, то придется признать, что это – самое обыкновенное аниме. Но есть что-то невыразимое, не позволяющее мне покривить душой и написать: это полная чушь. Как будто я бегу за Блоковской Незнакомкой, ловлю кончик газового шарфа, а он все выскальзывает из пальцев... Поэтому я попробую рассмотреть «Эльфийскую песню» под разными углами: с позиций разума, воли и чувств. Разум найдет здесь достаточно логичный сюжет, вырванный из сердцевины истории, и потому зияющий недомолвками и нераскрытыми завязками. Если коротко пересказать фабулу, то получится, что человечество в настоящее время переживает новый виток эволюции, и юный вид убивает людей изнутри, освобождая себе место под солнцем. Посвященные в курс дела обороняются, отлавливая и уничтожая диклониев (diclonius), а часть из этих существ используется для жестоких опытов. Одна из «лабораторных мышек» – бесчеловечная убийца – вырывается на свободу, чтобы реализовать свою личную цель. В конце концов, она достигает успеха, и либо ее расстреливают, либо (что более вероятно) возвращают в Лабораторию для особо извращенных экспериментов, ведь она выделяется и среди диклониев, являясь, так сказать, лучшим образцом их расы. Рассудок может позабавиться, критикуя ленивую прорисовку персонажей (особенно бросающуюся в глаза на детально проработанном фоне), малое количество движений (даже в боевых сценах), незамысловатый звукоряд (запоминается только одна мелодия), идеально ровную линию отрыва рук и ног (сколько за весь сериал разлетелось в разные стороны всяких конечностей!), обнаженку кстати и некстати (хочется высказать большое человеческое спасибо за реалистичные пропорции героинь...) забытых персонажей и не до конца развернутую сюжетную линию (повествование ведется без начала и без конца, перемежаются несколько временных линий), но в последних двух сериях к главному герою – Коте – возвращается память, и три слабо связанных истории вдруг стягиваются в узел, все участники действа занимают отведенное им место на сцене, а тогда становятся безразличны мелочи оформления. Воля является движущей силой многих персонажей «Эльфийской песни», а точнее, конфликт воли и чувств, что делает аниме похожим на трагедии Корнеля и Расина: один берет на себя обязанность принимать решение о смерти новорожденного диклония и убивать младенца, даже если это ребенок его друга или его собственный ребенок; другой заставляет себя не думать о том, что любимая им девушка стала причиной гибели его отца и сестры; одна задавливает ревность и желание быть единственной в душе дорогого человека ради мира в семье; другая собирает всю свою невеликую волю в кулак и убегает от родителей, которым она в тягость. Внутренняя сила поднимает мать с больничной койки и выдавливает из нее последние частицы жизни для того, чтобы спасти дитя. Воля заставляет нежную героиню убивать, чтобы спасти своего избранника. Невероятная воля к жизни помогает солдату, превращенному в слепой обрубок, сначала вернуться в строй, а потом отправиться на поиски диклония, ради мести. И, наконец, чистая сила воли помогает главной героине вырваться из ада, чтобы сказать Ему важные слова, и та же воля дает ей силы уйти от Него. Эмоциональная сторона представлена в «Эльфийской песне» широчайшим спектром. Отрицательные чувства и эмоции простираются от страха за свою жизнь, ужаса перед неизвестным, боязни за жизнь своих близких через обиду, отвращение и неприятие до кульминации – ненависти. Обе стороны – и люди, и диклонии – захвачены своими внутренними переживаниями. Даже самый сухой и рассудочный персонаж не сдерживается и поддается эмоциям два раза в своей биографии: когда рождается его дочь, и когда она должна погибнуть. Оба раза решение, принятое в эмоциональной буре, служит причиной его страданий, но Курама убежден: если он не может быть со своими близкими в жизни, он объединится с ними в смерти... Неудивительно, что богаче всего аниме показывает нам любовь. Современной психологией любовь относится к чувствам – сильным и стойким предметно направленным состояниям. Любовь является чувством-отношением и в зависимости от объекта может быть личностной или межличностной. Личностная любовь направлена на объекты-предметы в широком смысле, и в сериале представлены: любовь к жизни, любовь к человечеству, любовь к истине. Межличностная любовь направлена на существа, которые могут отвечать или не отвечать взаимностью. Любовь как родовое чувство охватывает широкую гамму оттенков положительного отношения к другому: от симпатии до страсти – и по объектной ориентированности делится на любовь родительскую (Курама → Нана), сыновнюю (Маю → Кота + Юка), братскую (Кота → Канаэ), эротическую (Кота – Юка, Кота – Люси). Если разобраться подробнее, то в «Эльфийской песне» можно найти практически все виды любви, но отношения в парах асимметричны: • страстная любовь, направленная на полное физическое обладание (Юка по отношению к Коте); • любовь-привязанность, любовь-дружба (Кота по отношению к Юке); • любовь-игра, влюбленность (отчим по отношению к Маю); • рассудочная любовь, любовь по расчету (Какузава старший по отношению к Люси); • любовь-одержимость, любовь-зависимость (Какузава младший по отношению к Люси); • бескорыстная, жертвенная любовь (Кота и Люси). Как следствие герои не могут быть счастливы, и они стараются уговорить себя, задавить волей, чтобы если не избавиться от преследующих чувств, то хотя бы подчинить их себе. А внутренняя боль от насилия над своей личностью прорывается наружу в слезах... Но не надо думать, что это аниме наполнено непроглядным мраком. Положительные эмоции в нем сочетаются с отрицательными, напряженные моменты разбавляются комическими вставками, среди серийных убийств находится место прогулке по зоопарку, вещи, которые казались такими важными, превращаются в бесполезную рухлядь, даются и не выполняются обещания – все, как в жизни. «Эльфийская песня» – аниме, наполненное чувствами и переживаниями. Изменение окружающей обстановки немедленно находит эмоциональный отклик в душе персонажей, и трехплановая интрига разукрашивается многоцветьем чувств. Возможно, именно этот мощный эмоциональный напор и выделяет сериал на фоне прочих научно-фантастических и мистических боевиков: впечатление создается сильное и запоминающееся. А мелодия «Castitatis Lilium» («Лилия невинности»), сопровождающая видеоряд с первых кадров первой заставки до последней заставки 13-й серии, просто завораживает... ЭЛЬФИЙСКАЯ ПЕСНЯ Автор текста Дж.Р.Р.Толкин (J.R.R.Tolkien) Автор музыки В.МЕШАВКИН Когда весна придёт в леса, зашелестит листвой И недра сумрачных озёр наполнит синевой, И станет горный воздух чист и сладок, как елей, – Приди ко мне и пой со мной: Мой край всего милей! Когда весна придёт в сады, и зашумят поля, И пряным запахом весны наполнится земля, Когда раскроются цветы среди густых ветвей – Я не приду к тебе, мой друг. Мой край всего милей! Когда настанет летний день, и грянет птичий звон, И оживут лесные сны под сенью ясных крон, Когда зальёт чертог лесной златой полдневный свет – Приди ко мне и пой со мной: Прекрасней края нет! Когда горячий летний день согреет юный плод И в жарком улье у пчелы созреет светлый мёд, Когда зальёт цветущий луг златой полдневный свет – Я не приду к тебе, мой друг. Прекрасней края нет! Когда обрушится зима, и землю скроет тень, И ночь беззвездная убъёт короткий серый день, И лес умрёт в туманной мгле – под снегом и дождём, Найду тебя, приду к тебе, чтоб быть навек вдвоём. Когда обрушится зима, и смолкнет птичья трель, И сад в пустыню превратит свирепая метель – Найду тебя, приду к тебе, чтоб быть навек вдвоём, И мы пойдём – рука в руке – под снегом и дождём! И мы начнём – в руке рука – на Запад долгий путь, И там, вдали, отыщем край, где можно отдохнуть.
|