Эльфийская песня
   
Внимание!!!
  • Доступен раздел Вопросы/Ответы: EL FAQ

[ Новые сообщения | Участники | Правила форума | Поиск | RSS ]

  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: gorodeckii  
Россия - страна несчастных
CerДата: Пятница, 05.03.2010, 13:46 | Сообщение # 1
Mister right
 
Группа: Давно, но бестолку
Пол: [ муж ]
Награды: 4
Статус: Оффлайн
Россия - страна несчастных

Пока мы не станем нацией, мы обречены страху и злобе

О национальных особенностях русских можно толковать без конца, но куда интереснее попытаться их измерить. При этом обнаруживаются очень занятные вещи.

Социолог Рональд Инглхарт из университета Мичигана Анн Арбор на протяжении четверти века собирал сведения о том, как народы всех стран мира реагируют на одни и те же вещи. Инглхарта интересовало, индивидуалисты или коллективисты его респонденты, ценят ли они больше материальные или духовные ценности, насколько счастливыми они себя ощущают, что для них важно, а что не очень. Известное как World Values Survey, это исследование накопило сейчас массив данных, в котором от страны к стране выявляются очень интересные закономерности.

Основные дилеммы, которые решали для себя респонденты Инглхарта, если перефразировать их с птичьего на обычный язык, выглядели так: "Один за всех или каждый за себя?" (ценности традиционные или секулярные) и "Лучше умереть стоя или жить на коленях?" (ценности самореализации или выживания). Если изобразить эти ответы на координатной плоскости, обнаруживается, что страны группируются в характерные кластеры. В обобщенном виде итоги выглядят так. Европейцы ответили, что лучше умереть стоя, но каждый за себя. Американцы решили, что лучше умереть стоя, но все за одного. Китайцы и японцы удивили исследователей, сказав, что насчет умереть они не уверены, но каждый за себя. Жители слаборазвитых стран дали обратный ответ: по мнению африканцев, по вопросу о выживании и самореализации они не определились, но конечно, один за всех. А теперь угадайте, кто оказался в позорном углу, где собрались те, кто считает, что каждый за себя, но лучше жить на коленях.

О том, насколько позорно думать о брюхе, а не о душе, и насколько стыдно принимать решения своей головой без оглядки на мнение других, можно поспорить. Но из других аспектов этого исследования – и из других исследований – складывается не менее жуткая картина. В массе мыслей на самые разные темы русским оказалась ближе всего "все плохо", к которой по популярности приблизились только "ты начальник – я дурак", "опять нет денег" и "хоть плохой, да отец". И еще мы не против поговорить о политике. О Боге "народ-богоносец" не думает совершенно, свобода и доверие к людям ему чужды абсолютно, даже национальная гордость ему несвойственна.

Это образ человека, который всего боится и, как премудрый пескарь, стремится забиться в самый дальний угол: "ох, кажется, еще жив". Может быть, задался вопросом Инглхарт, причиной бедность или политический кризис? Но нет, попытка сравнить народы мира по степени субъективного счастья дала ту же картину: Россия оказалась куда несчастливее даже нищей и воюющей Африки и в относительно благополучном 1986 году, и в неблагополучном 1995 – и даже в 2002 году, как показала только что подсчитанная волна исследования, русские прибавили только 4 процента счастья. А ведь таких зажиточных лет, как последние, у нас не было несколько десятилетий. В советский период мы заразили своим страхом и соседние народы, но до такой степени, как мы, жить не боится никто.

Инглхарт до сих пор пытается объяснить, чего же русским не хватает для счастья и дружбы. Мы же попробуем объяснить иначе: русские не потому несчастны, что бедны и не защищены, а потому бедны и не защищены, что несчастны. В самом деле, для того, чтобы экономика работала нормально, нужно хотя бы отчасти доверять тем, с кем торгуешь, работаешь, ведешь дела: без доверия экономика просто останавливается, как это было у нас осенью 1998 года. Для того, чтобы избрать правительство, которое не будет из тебя вить веревки, необходимы взаимопомощь и взаимодействие хотя б части членов общества. А для того, чтоб думать о будущем, стоить планы, не жить сегодняшним днем, надо ждать от будущего лучшего. Страх, который живет в душе русских, не порожден внешними обстоятельствами. Это экзистенциальный страх – он является самой основой русскости. Русский не верит никому и всего боится.

Это не ошибка исследователей. Многие другие социологические исследования недавнего времени показывают ту же картину – русские по-настоящему доверяют только своей семье и чуть-чуть – самым близким друзьям. Ни на кого больше они положиться не могут и не хотят. Атомизация нашего общества достигла практически крайнего предела. За дверями дома для русских начинается тьма кромешная. В самом деле, многие ли из нас знают своих соседей по подъезду? Почему, когда наши летчики сидели в плену талибов, ни одна даже самая ультрапатриотическая сволочь не собрала им посылочки? Почему столичная медия болезненно переживает столичные катастрофы и теракты, а такие же по масштабам трагедии в провинции игнорирует? Почему в армии русские солдаты не заступаются друг за друга, когда одного из них кучей бьют солдаты-нацмены? В Мадриде после взрывов на транспорте через сутки на улицы вышло полтора миллиона. А у нас? Ни одного человека. Этот список можно продолжать очень долго.

Но такая глубина различий между русскими и остальным миром связана вовсе не с тем, что русские какие-то убогие. Причина очень проста. Из всех народов мира, только русские не успели пройти трансформацию в нацию.

Нация – вовсе не то же, что племя, раса или этнос. Нация – это общество, открытое для всех и объединенное не внешним сходством – не генетикой и даже не языком. Нацию объединяет нечто намного более крепкое – общая идентичность ее членов, или, говоря просто, общее сознание и дух братства. В сказке Киплинга звери и птицы помогали Маугли, когда тот говорил им заветное слово "Мы с вами одной крови". Секрет нации именно в таком заветном слове, которое может объединить воедино всех, невзирая на статус, происхождение и внешность. Нация собирает всех, кто думает одинаково. Говоря иначе, это культурная общность. Общность людей с общей судьбой и общими мечтами. А уж затем создатели нации придумают ее членам и общее происхождение с историей, и общий язык, и общее имя – еще несколько десятилетий назад такие нации, как ирландцы, словаки и норвежцы, просто не существовали, а для немцев и сейчас местный диалект часто ближе литературного немецкого, который учат в школах. Но узы общей культуры будут крепче любых кровных и языковых.

Шовинисты, утверждающие обратный взгляд на вещи, прямо противоположны националистам, хотя в нашей стране эти слова до сих пор считаются синонимами. У шовинизма нет ничего общего с национализмом: националистов сплачивает любовь и дружба, шовинистов – зависть и злоба.

Естественно, национализм далеко не всем по вкусу. Однако утверждение, что нации-де "отмирают", сколь же старо, столь и демагогично. Альтернативные национализму идеи, которые пытаются объединить людей по квазисоциальным (коммунизм) или квазибиологическим признакам (расизм), боролись против национализма половину 19 и весь 20 век с переменным успехом, несмотря на то, что пользовались поддержкой аристократии старой Европы. Европа и сейчас ставит над собой эксперимент по отмену наций – Евросоюз – и судя по тому, как этот эксперимент протекает, не видать ему успеха и в социалистическом варианте. Альтернативы, которые предлагают национализму, всегда выливаются в один и тот же итог – казарму-фаланстер и разделение на чистых и нечистых. Общество не может жить в состоянии перманентной, пусть и холодной, гражданской войны.

Национализм – это чувство общности с другими, без которого жизнь в огромном современном мире – ужас без конца. И именно в таком ужасе сейчас и живут русские. Люди без нации, имя без вещи. Именно поэтому буксует русская экономика, под видом демократии страной правит тирания, москвичи и провинциалы ненавидят друг друга, а соседи боятся нас как чумы, сами не понимая почему. Если каждый из нас боится высунуть нос из своей норки, видя снаружи только врагов, страна остается на растерзание тем немногим, кто или беспринципен, или безрассуден, чтоб высунуться. К чему причитания? В наших несчастьях не виноват никто, кроме нас.

А ведь все могло быть иначе. Русский национальный проект был блистательно начат – одним из первых в Европе! – в начале позапрошлого века Карамзиным и Пушкиным, затем подхвачен графом Алексеем Толстым и его товарищем детства царем Александром Вторым, чьи реформы были классическим примером националистического строительства. К сожалению, в это же время интеллигенты из "разночинцев" отреклись от национализма и влюбились в социализм анархического толка. Герцен, Белинский, Чернышевский и Добролюбов захватили лидерство в общественном сознании и намертво свернули мозги мыслящему классу России, который единственный мог бы закончить национальное строительство. Идею сменила идеология, труд – дележка, союзничество – ненависть. А затем от национализма отрекся и наследник Александра, видя, что в награду от благодарных интеллигентов его отец получил только град бомб. Интеллигенция же, не мучаясь совестью, исповедует свою социалистическую веру и по сей день.

Мы могли бы жить сейчас счастливее и богаче и Европы, и Америки, если б интеллигенты не предали свою страну в угоду ядовитым химерам. С тех пор страна десятилетие за десятилетием все глубже проваливается в современный мир, не будучи готова жить в нем социально и культурно. И чем дальше мы уходим по пути модернизации, тем больший ужас охватывает нас – от нарастающего одиночества, как у неандертальца, которого машина времени перенесла в наше время. Русские – это неандертальцы современного мира, одинокие сироты без роду и племени.

Мы еще можем сбросить с себя морок. По сути, русские сейчас представляют собой субстрат, из которого нация еще только должна сформироваться. Мы должны увидеть свое подлинное лицо, не похожее ни на чье в мире, свое уникальное будущее – и неважно, каким оно будет, лишь бы оно понравилось нам. Мы должны захотеть стать русскими, чтобы стать ими.

Источник

 
CerДата: Пятница, 05.03.2010, 13:56 | Сообщение # 2
Mister right
 
Группа: Давно, но бестолку
Пол: [ муж ]
Награды: 4
Статус: Оффлайн
Вот такая вот интересная статейка, описывающая интересное исследование. Лично я нашел в себе почти все вышеописанные "национальные черты".. И я на самом деле не верю в Россию и не хочу быть частью русской нации, слишком долго я живу среди русских, и понимаю, что это ни к чему не приведет.. По крайней мере ни к чему хорошему.. И я на самом деле никому не верю, кроме как единственному действительно близкому мне человеку, моему брату. И, по большому счету, это обоснованное недоверие. Сколько раз меня кидали "друзья" сосчитать будет трудновато. А уж если такой "рефлекс" недоверия "по умолчанию" закладывается с самых пеленок, то о каком доверии в делах вообще может идти речь?.. И я на самом деле чувствую себя потерянным, одиноким. Ибо это вытекает из уже сказанного мною. Быть может и вправду "русскость" это такая болезнь? И излечима ли она в рамках страны? Ибо на ум приходит лишь один вариант лечения - пресловутое "надо отсюда валить"...
 
MarikoДата: Пятница, 05.03.2010, 14:57 | Сообщение # 3
observer
 
Группа: Почетный житель
Пол: [ жен ]
Награды: 1
Статус: Оффлайн
Знакомое дело, мой молодой чел явно страдает избытком русскости. Всюду мафия мерещится, разгильдяйство, мошенничество...
На самом деле сталкивался он редко с этим, а боится так, будто оно на каждом углу поджидает его.
Незнаю.. у меня тоже есть наверно, в какой то степени, но обычно привыкла бояться только если уже есть факт о веской причине страха. Если бы у меня было меньше похренизма к жизни, я бы тоже боялась много чего. Работу нормальную не найти.. к ментам не обратиться - сами те еще уголовники встречаются, официальные бумаги ничего не значат, в суд подавать на кого-то - бесполезно, ничего не выйдет из этого, в жизни рассчитывать на самостоятельную материальную стабильность не стоит. С людьми вообще... Незнаю кому доверять, после того как мои родители меня обманывали, после того как меня предавали друзья... Да, дело и не только в предательствах, некоторые так сильно морально разложились, что уже самой не хотелось дружбу продолжать..
Тоже бы хотела свалить отсюда впринципе, но в силу вышеупомянутого похренизма, связанного с одной проблемой, которая волнует больше собственного благоустройства, безразницы где жить.

 
SphereДата: Пятница, 05.03.2010, 14:57 | Сообщение # 4
Безмятежность
 
Группа: Давно, но бестолку
Пол: [ муж ]
Награды: 0
Статус: Оффлайн
Если и валить, то надо в США, ибо у них самая замечательная нац идея в мире: мы круче всех и нам на всех насрать. Идея очень действенная, уже наверно больше половины шарика под себя подмяли и продолжают подминать успешно. Что там говорилось насчет протестов граждан в единой волне порывов и прочего? Ну протестовали против размещения ПРО в вост. европе и что? Как США хотели, так и получилось.
Создание нац идей и сплочение народа очень легкий процесс. На примере опять США, теракт 11 сентября... припугнули людей, до сих пор живут с идеей истребления терроризма, которую замаскировали так, что бы еще больше подмять под себя. Единственная преграда для них это Китай. Но америкосы очень настойчивые люди и уверен, что со временем они уберут и эту преграду, как в свое время убрали союз. Так что у них сейчас самая действенная и эффективная нац идея в мире. <_<
 
CerДата: Пятница, 05.03.2010, 15:17 | Сообщение # 5
Mister right
 
Группа: Давно, но бестолку
Пол: [ муж ]
Награды: 4
Статус: Оффлайн
Quote (Mariko)
Тоже бы хотела свалить отсюда впринципе, но в силу вышеупомянутого похренизма, связанного с одной проблемой, которая волнует больше собственного благоустройства, безразницы где жить.

Однако ощутимая преданность идее! :o

Sphere, В сущности тема не про то, куда валить, хотя тоже вопрос важный, учитывая откуда валить. Ибо уже пошли противоречия и явственная русскость рассуждений.. <_<

Quote (Sphere)
США, ибо у них самая замечательная нац идея в мире: мы круче всех и нам на всех насрать

Ну и чем это отличается от русскости? <_< Да ничем. Если ехать в США за этим, ждет разочарование. Национальная идей США в частности, и запада в целом, это постоянное самосовершенствование ради самосовершенствования, успех ради успеха, подчинение всего вокруг ради власти. Иначе говоря, существование некого существа, в данном случае человека, стоящего над природой, как самоцель. И в США, и вообще на западе эта идея скрепляет людей. Тамошняя идентификация "свой-чужой" весьма проста и безотказна. Или ты принимаешь наши ценности, или ты чужой и пошел вон в коммунистический китай/арабские страны/к Ким Чен Иру на дачу/*тыкают наугад за ось зла*.
По этому я выбираю Китай, ибо он одновременно самобытный и открытый, чуждый и понимающий.

Но суть не в этом, мне вот вообще интересно, правдива ли точка зрения этой самой мистической русскости? Ведь в мире и правда столько всего, мягко говоря, плохого. И не является ли осознание этого той самой отличительной чертой русскости? Или же это все же заблуждение?

 
CerДата: Пятница, 05.03.2010, 15:29 | Сообщение # 6
Mister right
 
Группа: Давно, но бестолку
Пол: [ муж ]
Награды: 4
Статус: Оффлайн
Quote (Sphere)
Создание нац идей и сплочение народа очень легкий процесс.

На самом деле тоже нет. Страна без национальной идентификации не может сплотиться хоть как-нибудь надежно, обо нет идей, за которые люди готовы складывать головы..
 
SphereДата: Пятница, 05.03.2010, 16:18 | Сообщение # 7
Безмятежность
 
Группа: Давно, но бестолку
Пол: [ муж ]
Награды: 0
Статус: Оффлайн
Quote (Cer)
Ну и чем это отличается от русскости?

Тем, что у нас это лишь слова, а там это воплощается в реальности.
Quote (Cer)
Да ничем. Если ехать в США за этим, ждет разочарование. Национальная идей США в частности, и запада в целом, это постоянное самосовершенствование ради самосовершенствования, успех ради успеха, подчинение всего вокруг ради власти. Иначе говоря, существование некого существа, в данном случае человека, стоящего над природой, как самоцель. И в США, и вообще на западе эта идея скрепляет людей. Тамошняя идентификация "свой-чужой" весьма проста и безотказна. Или ты принимаешь наши ценности, или ты чужой и пошел вон в коммунистический китай/арабские страны/к Ким Чен Иру на дачу/*тыкают наугад за ось зла*.

Человек по природе эгоистичен, в США это прекрасно понимают и каждый живет для себя, у них это прекрасно получается, что нельзя сказать про Россию. И чем же плоха ихняя идея? Тем, что она не нравится другим? Ну что то никто не может в противовес ничего поставить. Разочарование в чем там ждет? В том, что если человек уезжающий туда осознает, что ему это всё подходит? Думаю разочарования не будет в данном случае. <_<
Quote (Cer)
Но суть не в этом, мне вот вообще интересно, правдива ли точка зрения этой самой мистической русскости? Ведь в мире и правда столько всего, мягко говоря, плохого. И не является ли осознание этого той самой отличительной чертой русскости? Или же это все же заблуждение?

А была на руси когда-либо свобода наподобие той, что была и есть в тех же штатах или европе? Если полистать историю, то не трудно заметить, что всё время русь дрючили то внешние враги, то внутренние, то же крепостное право хотя бы в пример. Что то не припомню, что в штатах в рабах были свои граждане. И что же удивительного, что весь народ теперь никому не доверяет и воспринимает всё в штыки.
Quote (Cer)
На самом деле тоже нет. Страна без национальной идентификации не может сплотиться хоть как-нибудь надежно, обо нет идей, за которые люди готовы складывать головы..

А я утверждаю, что легко и привел в пример 11 сентября в США, после этого все поголовно начали "борьбу с терроризмом". Легко это было сделать? Да проще не бывает. Перед всеобщей угрозой, а главное эта угроза может исходить оттуда, откуда это нужно, люди очень быстро сплачиваются. <_<
 
CerДата: Пятница, 05.03.2010, 17:00 | Сообщение # 8
Mister right
 
Группа: Давно, но бестолку
Пол: [ муж ]
Награды: 4
Статус: Оффлайн
Quote (Sphere)
И чем же плоха ихняя идея?

Тем, что в ее основе лежит поглощение и переработка других, отличных культур, зачастую куда более богатых. Я не хочу иметь с этим ничего общего. А в противовес сейчас стоит как раз таки Китай. И вся штука в том, что с ним никто пока ничего не может поделать. А человека в США ждет разочарование в плане "делаю что хочу". Ибо все теплые места давно заняты, и стены вокруг золотого миллиарда возводятся уже не метафорические, а вполне реальные, из бетона. Но это суть любого завершенного творения, ибо завершенное творение есть мертвое творение. И нет особой разницы, будешь ли ты батрачить в Мак Дональдсе там или здесь.
С другой стороны развивающиеся страны. Таким всегда нужна свежая кровь, которая бы циркулировала по организму, ибо она действительно нужна. Вот там "есть, что ловить", ибо работы непочатый край.
Quote (Sphere)
А была на руси когда-либо свобода наподобие той, что была и есть в тех же штатах или европе?

А тут все просто. Свобода есть там, где хотят свободы, где в нее верят. И если народ "забитый" и "в штыки", то значит, что пока не время для свободы, так как, опять же, не сформировалась нация, нет национальной идеи, которая бы помогла преодолеть этот барьер недоверия в сердцах людей.
Quote (Sphere)
А я утверждаю, что легко и привел в пример 11 сентября в США, после этого все поголовно начали "борьбу с терроризмом".

А теперь Россия. На теракты - "who cares?", нас'рать кто у руля и т.д. Так что твой пример недействителен, ибо США есть сформировавшаяся нация, и реакция у нее соответствующая. "Оплот мировой свободы и справедливости", как ни как.
 
AntigenДата: Пятница, 05.03.2010, 17:29 | Сообщение # 9
Клан Малкавиан
 
Группа: Коренной житель
Пол: [ муж ]
Награды: 0
Статус: Оффлайн
Угу-угу, всех нормальных расстреляли давно, остались рабы и дети рабов... и няшки.
 
CerДата: Пятница, 05.03.2010, 17:32 | Сообщение # 10
Mister right
 
Группа: Давно, но бестолку
Пол: [ муж ]
Награды: 4
Статус: Оффлайн
Ы, продолжение статейки.

Сердце спрута


Честь и свобода vs страх и жадность

У меня есть две новости. Одна отличная, другая чудовищная. "Не зная, где сердце спрута и есть ли у спрута сердце" – эта цитата из культовой книги была на устах у нескольких поколений. Теперь мы можем отправить ее в архив. "Сердце спрута" обнаружено. Обнаружено научными методами, и настолько достоверно, насколько возможно. Это была хорошая новость.

Социологические исследование ценностей народов мира, о котором говорилось в предыдущей статье, породило вокруг себя целый куст других исследований. И вот в конце этого года среди них появилось одно, которое неожиданно зацепило ниточку, ведущую в самый центр проблемы.

Ученые долгое время не задавались вопросом, как страны приходят к демократии – основатель исследования ценностей Р.Инглхарт долгое время придерживался точки зрения Маслоу, которая представляла из себя, по сути, концепцию Великого инквизитора из романа Достоевского – "накорми, а потом и спрашивай с них добродетели". Достаточно быстро эта теория начала выламываться из фактов: есть страны вроде не бедные, но недемократичные. А есть небогатые, но демократичные. Как же так? Другой версией была институциональная теория, сводимая в самом простом виде к идее, что если есть правильные законы и процедуры ("институты"), то демократия на их основе сама заведется. Этой теории, которую в 1980-е годы исповедовали в "агентствах развития" ООН и развитых стран, мы хлебнули досыта в начале 1990-х. Тогда же стало ясно, что любые институты контролирующие их люди могут извратить до неузнаваемости, не меняя ни буквы в законе. Есть культурные теории демократии – всем известный тезис Вебера о "протестантской этике" и "схватка цивилизаций" Хантингтона из их числа. Все эти теории отличало одно – они были умозрительными, основываясь по преимуществу только на рассуждениях ученых.

В этом году немецкий социолог Кристиан Вельзель впервые решил проверить, как именно разные факторы сказываются на процессе демократизации. И оказалось, что все ранее выдвинутые теории насчет того, что движет процессом создания демократии на месте авторитарного правления (все равно - мирным или революционным путем), численно не подтверждаются. Массив данных о переходах к демократии и откатах от нее с 1973 по 2002 год в 61 стране упорно отказывался коррелировать с любыми из предложенных социологами концепций. Богатство нации не имеет значения: ВНП на душу населения (и все другие аналогичные показатели) дали едва заметную связь. О первичности сытого брюха по Маслоу можно забыть навсегда. Имущественное расслоение? На коэффициент Джини модель не реагирует. Велзель ввел в модель индекс этническо-языкового разнообразия. Нулевой результат. Процент протестантов в стране? Никакой корреляции, Вебер летит в корзину. Процент христиан западного типа (католики+протестанты)? То же самое, Хантингтон присоединяется к Веберу в мусоре. Наличие демократической традиции? Пусто, пусто.

Тогда Вельзель использовал принципиально новый индикатор – "ожидания свободы", взятый из уже не раз помянутого World Values Survey. Этот раздел опроса WVS мерил, условно говоря, свободолюбие жителей той или иной страны: из группы в четыре утверждения, где два оказывали предпочтение свободе и самостоятельности, а два – порядку и безопасности, предлагалось выбрать два. Несколько десятков таких четверок с вопросами из всех сфер жизни давали более-менее внятную картину предпочтений. Причем эти предпочтения достаточно стабильны и не менялись от десятилетия к десятилетию. Этот индекс свободолюбия Велзель и добавил в свою модель.

Точность попадания превзошла все ожидания. Гипотеза, что именно желание быть свободным позволяет как добиться демократии, так и удерживать ее, оказалась подтвержденной на очень серьезном уровне во всех моделях: коэффициент корреляции во всех моделях варьировался от +0.57 до +0.84 (коэффициент корреляции – квадратичный, поэтому, образно говоря, 0.64 – это 80% вероятность, что две переменные зависимы, а 0.81 – 90%).

Любовь к свободе как фактор влияния на переход к демократии также перекрыла и другие культурные факторы. Модная концепция "социального капитала" – терпимость к меньшинствам наподобие ВИЧ-инфицированных и геев, волонтерство, уровень доверия к политике и граждан друг к другу, и даже симпатии к демократическому строю также показала нулевую корреляцию с демократическим развитием. Зря только развитые страны миллиарды на гранты тратили: народы, ставящие свободу выше безопасности, и без "социального капитала" вышли в люди, а народам, где свободу не ценят, никакие семинары и инициативы не помогают. По-видимому, свободу находят не те, кто знают, как ее искать, а те, кто знают, что они ищут. Свободолюбцы находят демократию, как птицы весной север – седьмым чувством.

Исключения из этого правила оказались редки: сильно выломились из модели только Финляндия, Португалия, Тайвань, Китай и, что интересно, Беларусь. Какие-то важные необъясненные факторы обозначились также у Пакистана. Причем в большинстве этих случаев несоответствие связано с вполне объяснимыми факторами. Например, на Тайване сын пожизненного президента Чан Кайши еще при жизни отца рассматривался как правитель переходного типа, чья единственная задача – после кончины державного батюшки плавно и без проволочек перевести страну к демократическому многопартийному правлению, что и было им сделано.

Важность открытия Вельзеля в том, что он научно продемонстрировал, что индивидуальное свободолюбие является определяющим фактором по отношению к общегосударственной политике и экономике. Его расчеты доказывают, что частный идеализм выступает двигателем материального общественного прогресса. Свобода, живущая в сердце человека, является основой экономического процветания и политической демократии, а не наоборот. Любовь к свободе для гражданина состоявшейся демократии имеет значение сама по себе, хотя он может и не отдавать себе в этом прямого отчета: он чтит свободу, потому что ему стыдно быть порабощенным, а не потому, что свобода обещает ему сытое и безопасное житье. С этим связан второй важный вывод Вельзеля – о ключевом значении личного гражданского действия, то есть готовности рядового гражданина защищать свои идеалы делом.

В мировой социологии уже довольно давно борются две теории. Согласно ставшей популярной в последние 15-20 лет теории элит, для демократизации достаточно, чтобы просвещенные руководители приняли решение "ввести демократию", согласие масс граждан ничего не меняет и ни на что не влияет. Эта теория была до недавних пор чрезвычайно популярна: мы видели ее в России в действии в политике международных организаций (Всемирный банк, МВФ), агентств развития и внешнеполитических ведомств развитых стран. Все они ставили на то, что необходимо и достаточно привлечь на свою сторону элиту, и дело в шляпе. Ради достижения этого результата международные доброхоты закрывали глаза на коррупцию, цинизм и злоупотребления: ничего, последующая демократия все поправит, главное, что элита ведет куда надо. Ведь считалось за научный факт, что методы, которыми эта элита будет загонять свой народ в светлое будущее, не имеют значения – ведь мнение народа ничего не значит!

Вельзель опроверг этот факт, доказав, что без мнения народа не будет ничего, причем это мнение должно быть не просто убеждением – оно должно быть исходной точкой для действия. Причем не "коллективного действия", непонятно кем организованного, а личным действием каждого гражданина, его шагом и его решимостью. Именно этот акт гражданского действия превращает гражданина в новую элиту. В этом смысле, демократизация и впрямь совершается элитами – но элитами не по должности, а элитами по духу. По моделям Вельзеля, выходит так, что каждый гражданин лично пишет судьбу своей страны – или, говоря словами классика, "строят не те, у кого избыток камня, а те, кто эти невыносимые каменья решаются скрепить своей вязкой кровью". Собственно, двести лет спустя наука вновь подтвердила слова Джефферсона, сказавшего "Древо свободы должно удобряться кровью патриотов". Кровь не обязательно должна литься во имя демократии и свободы – но подлинный гражданин тот, кто не страшится даже того, чтоб пролить ее за свою свободу и свободу страны.

Таким образом, Вельзель научно доказал, что для того, чтобы обрести свободу, этого нужно просто захотеть. И что все остальное неважно. Чтобы перейти от автократии к демократии, нужно сделать только один шаг – полюбить свободу. Полюбить настолько, чтобы начать всегда делать выбор в ее пользу. Как в "Волшебнике изумрудного города", чтобы найти то, что ищешь, этого надо просто захотеть: никакие волшебники не помогут, и никакие препятствия не удержат. И как в "Волшебнике изумрудного города", в изумрудный город ведет только одна дорога из желтого кирпича, но зато она ведет только туда. Теперь это научный факт.

Это была хорошая новость. А теперь плохая. Хотите узнать, мой читатель, где сердце спрута?

Подойдите к зеркалу.

Проблема России – в том, что ее граждане не хотят быть свободными. Они не ценят свободу, не думают о ней – и вообще она в России не котируется. Все это можно было бы свалить на "тысячелетнее рабство", как постоянно и делается – одни указывают на коммунизм, Гулаг и колхозы, другие – на царя и крепостное право, третьи – на монголо-татар – словом, кому что больше нравится. "Не сами, по родителям".

Только вот беда: отмазка не канает. Традиция рабства тут ни при чем. В модели Вельзеля есть поправка на уровень несвободы до начала 1990-х годов. Но и с ней и без нее отсутствие демократии в России дает почти идеальную корреляцию со свободолюбием ее граждан. Таким образом, отсутствием интереса – а точнее, любви к свободе ныне активное поколение обладает само по себе.

В самом деле, это и эмпирически верно – нынешних россиян никто особенно не притеснял! Взрослели они кто в вегетарианское хрущевско-брежневское время, кто в перестройку, ничего страшнее потешных андроповских рейдов по кинотеатрам не застали, все наблюдали кризис беспомощности позднесоветской и постсоветской власти до состояния почти полной анархии. Кто пугал не бизнесмена, не олигарха, не диссидента, а обычного рядового гражданина, отвечавшего на вопросы WVS? Никто специально не пугал. Кто угрожает его жизни в случае неповиновения сейчас? Никто.

И на месте "привычного угнетения" обнаруживается то, что мы уже обнаружили в предыдущей статье – отсутствие у самого обычного, рядового гражданина России иной мотивации, кроме материальной, и страх перед всем и каждым. Все решает действие гражданина, одного гражданина. Монголы и русичи в земле. Крепостники и крепостные в земле. Большевики и белые в земле. Лихие энкеведешники и вохровцы тоже в земле. Все это было, этого больше нет. Здесь и сейчас живем только мы с вами. Действовать должен ныне живущий, но каждый из тех, кто мог действовать, и все они вместе – бездействуют.

А это значит, что во всем виноват ты, читающий мои строки. Не общество в целом, а ты. Не столетия крепостного рабства, а ты. Не коммунистический режим – а ты лично. Это в твоей груди – сердце спрута. Сердце жадины. Сердце приспособленца. Сердце труса.

Это ты во всем виноват. В России нет демократии потому, что ты ценишь свою жалкую шкуру выше чести. Странно, что ты до сих пор не понял, что спасти шкуру ценой чести нельзя. Выбирающий между жизнью и честью честь получает и жизнь и честь; выбирающий жизнь вместо чести лишается сперва чести, а потом и жизни. Это непреложный закон мира. Это научный факт.

Впрочем, зачем я говорю это тебе? Еще столетия назад Бен Франклин сказал: "Меняющие свободу на безопасность не заслуживают ни безопасности, ни свободы". Конечно, в России свято верят каждому, кто называет себя ученым, но поможет ли это? Если Франклину не верят, поверят ли Вельзелю? Страх иррационален. Сердце труса отключает разум.

Чтобы стать свободным, надо этого захотеть. Не денег, не власти, не благ мира, которые она якобы принесет с собой – а самой свободы. Не торговаться со своей свободой – "а что я получу взамен" – а просто влюбиться в нее, и она ответит взаимностью.

Немного инфы - статьи 2004 и 2005 года соответственно

Сообщение отредактировал Cer - Пятница, 05.03.2010, 17:35
 
SphereДата: Пятница, 05.03.2010, 18:46 | Сообщение # 11
Безмятежность
 
Группа: Давно, но бестолку
Пол: [ муж ]
Награды: 0
Статус: Оффлайн
Quote (Cer)
Тем, что в ее основе лежит поглощение и переработка других, отличных культур, зачастую куда более богатых. Я не хочу иметь с этим ничего общего.

США ведет лишь политику ассимиляции и этноцентризма, мнение несогласных их не интересует, но принимать в этом участие, так или иначе, приходится абсолютно всем.
Quote (Cer)
А в противовес сейчас стоит как раз таки Китай. И вся штука в том, что с ним никто пока ничего не может поделать.

В противовес США раньше был союз, который являлся сильнее Китая, ну и где он теперь? Нашли способ убрать помеху "мирным" путем тогда, найдут и такой путь в отношении Китая.
Quote (Cer)
А человека в США ждет разочарование в плане "делаю что хочу".

Разочарования не будет, возможностей там на порядок больше.
Quote (Cer)
С другой стороны развивающиеся страны. Таким всегда нужна свежая кровь, которая бы циркулировала по организму, ибо она действительно нужна. Вот там "есть, что ловить", ибо работы непочатый край.

Каждый выбирает, что ему по вкусу, вкалывать в странах развивающихся или попробовать устроиться там, где уже всё развито. Кстати, европа уже поплатилась за свою "свободу", начинаются серьезные недовольства насчет исламизации. Так что свобода и понятия плохое-хорошее весьма относительны.
Quote (Cer)
А тут все просто. Свобода есть там, где хотят свободы, где в нее верят. И если народ "забитый" и "в штыки", то значит, что пока не время для свободы, так как, опять же, не сформировалась нация, нет национальной идеи, которая бы помогла преодолеть этот барьер недоверия в сердцах людей.

Возвращаясь обратно к союзу... там была идея, сплотившая даже не один народ вместе, а что же стало потом? Люди остались те же впринципе, но что то поменялось кардинально. Ну тогда быть может дело не в людях обычных, а в их правительстве? Это ведь оно закладывает основу для движения страны.
Quote (Cer)
А теперь Россия. На теракты - "who cares?", нас'рать кто у руля и т.д. Так что твой пример недействителен, ибо США есть сформировавшаяся нация, и реакция у нее соответствующая. "Оплот мировой свободы и справедливости", как ни как.

Ну ведь и в США не народ вопил, пойдемте воевать с терроризмом, правительство подкинуло такую идею о возмездии и предупреждении таких угроз впредь, идею поддержали. А что у нас? Выразили соболезнования и выплатили, в лучшем случае, мизерную компенсацию. Так что в первую очередь дело в тех, кто у руля стоит.

Прочитав вторую статью задался вопросом, а что же в этой статье только нас мусолят? Почему китайцев не призовут стать "свободными", наверно потому, что за такие призывы получишь пулю без суда и следствия. К тому же давно известно и это тоже научный факт, что свободы, как таковой не бывает. Забавно, что во второй статье союз опустили, забыв, что там была нац идея объединявшая не один народ и не одну культуру.

Сообщение отредактировал Sphere - Пятница, 05.03.2010, 18:49
 
ЖнецДата: Суббота, 06.03.2010, 03:06 | Сообщение # 12
Сладкое печенько
 
Группа: Почетный житель
Пол: [ муж ]
Награды: 1
Статус: Оффлайн
Quote (Sphere)
покупка горного велика стоимостью в 2500$

Дайте три! :o А я думал что у нас в Одессе самые большие цены... %)
 
APOSTOLДата: Суббота, 06.03.2010, 11:59 | Сообщение # 13
Word bearer
 
Группа: Давно, но бестолку
Пол: [ муж ]
Награды: 0
Статус: Оффлайн
Quote (Sphere)
, то надо в США, ибо у них самая замечательная нац идея в мире:

Да, великая нация, собранная из всех народностей. Да там тоже много русскости, ибо их наука держится в большинстве своем на наших умах.
 
EnoufДата: Суббота, 06.03.2010, 12:29 | Сообщение # 14
the nothingless
 
Группа: Коренной житель
Пол: [ муж ]
Награды: 0
Статус: Оффлайн
Интересна у аффтара этих статеек правда был секс с Новодворской?
По паре циферок делать стока выводоф о русском народе этаж какойта гибрид ВИН и британских учоных...
Ну или пейсать больше не о чем, а подобное пипл хавает =\
Я не говорю аб истинности и ложности, просто метод исследования у етих людёв чота не слишком научный. Да и пока состоятельность теории никакими новыми исследованиями не подтверждена, это всё болтовня просто.
 
bonifatsoДата: Среда, 17.03.2010, 18:28 | Сообщение # 15
 
 
Группа: Житель
Пол: [ муж ]
Награды: 0
Статус: Оффлайн
Quote
В России нет демократии потому, что ты ценишь свою жалкую шкуру выше чести. Странно, что ты до сих пор не понял, что спасти шкуру ценой чести нельзя. Выбирающий между жизнью и честью честь получает и жизнь и честь; выбирающий жизнь вместо чести лишается сперва чести, а потом и жизни. Это непреложный закон мира. Это научный факт.

Кто будет мясом?

 
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:




Никакая часть этого Сайта не может быть скопирована или воспроизведена без разрешения Администрации.
При собственноручном размещении своей работы на Сайте Автор соглашается, что его материал становится общедоступным и никаких претензий, связанных с возможным распространением работы в сети Интернет и других источниках к Администрации Сайта не имеет. Если Вы считаете, что размещенный на Сайте материал нарушает Ваши авторские права, пожалуйста, обратитесь к Администратору с подтверждением правообладания и материал будет немедленно удален.
Информация, представленная на данном сайте берется из свободных источников в Интернет или других источников информации (книги, СМИ и т.д.).
Все материалы, логотипы и трейдмарки являются собственностью их изготовителя (владельца прав) и охраняются Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах", а также международными правовыми конвенциями. Все файлы предоставляются исключительно в ознакомительных целях. В течение 24 часов после окончания загрузки файлы должны быть удалены, иначе Вы нарушите законы об Интеллектуальной собственности и Авторском праве, что может повлечь за собой преследование в соответствии с действующим законодательством. Администратор Сайта не несет никакой ответственности: за действия участников, которые могут повлечь за собой нарушение чьих-либо авторских прав; за достоверность размещаемой участниками информации, и ее возможное несоответствие действующему законодательству; за качество услуг, информации, изображений или других материалов, опубликованных на Сайте, и их возможное несоответствие ожиданиям пользователя; за любой прямой или косвенный ущерб и упущенную выгоду, даже если это стало результатом использования или невозможности использования Сайта; за способы использования третьими лицами информации в рамках Сайта и за сохранность материалов.
Некоторые материалы Сайта не рекомендуются к просмотру лицами младше 18 лет, так как могут содержать сцены насилия и кровопролития.
Copyright Elfen Lied Clan © 2007-2024