Безжалостно невинные Режиссёр Мамору Канбэ не останавливается ни перед чем, перенося на экран всю жестокость и трагическую нежность «Эльфийской песни». Типичная картина для аниме: непутёвый молодой человек оказывается в окружении компании симпатичных барышень, зачастую шаловливого поведения. Немногие работы, однако, сумели превратить подобную завязку в такую откровенно шокирующую, но захватывающую мясорубку, как Elfen Lied. Друзья детства Кота и Юка вновь встречаются уже молодыми людьми, но едва успевают узнать друг друга, как оказываются втянутыми в загадочную историю, в центре которой миловидная убийца, недавно сбежавшая от своих злобных тюремщиков. Никогда ещё тихий приморский городок Камакура не видел такого урагана насилия… Если первый же шквал красочной жестокости не выбьет вас из колеи, то сериал неотступно продолжит живописать самые уродливые стороны человеческой природы – издевательства, дискриминацию и ложь, если называть лишь некоторые, – и те психологические шрамы, которые они оставляют. Многие повороты сюжета гарантируют оставить вас оглушёнными и изумлёнными. Режиссёр Мамору Канбэ был явно поражён оригинальной мангой Линн Окамото, когда решил адаптировать её для телевидения: «Люди, которые, как вы могли подумать, являются главными героями или, по крайней мере, должны иметь особое значение для истории, внезапно оказываются убиты». В мире Окамото никто не застрахован от того, чтобы лишиться головы, части тела или быть взорванным самым неожиданным образом. «Некоторые критикуют историю за недостаточную связанность» – продолжает режиссёр, но Канбэ увидел самое ядро этого рассказа и взялся превратить Elfen Lied в пронзительную историю о любви. За фасадом красочного смертоубийства, бесстыдной наготы и обезоруживающей комедии Канбэ разглядел, что основой манги служат сильные образы персонажей. «Я почувствовал, что именно изображение переживаний героев было тем, что делало её поистине непреодолимой силой: так честно и непритязательно передаются здесь эмоции». Он уловил это и довёл в аниме до самой предельной степени выбивающей слёзы остроты. Безобразно-прекрасный мир Единственное, чего режиссёр не желал допустить, – это чтобы зрители подумали, что он «увиливает от жёсткостей». По его словам, Окамото описывает экстраординарные события в одинаковом ключе с самыми обыкновенными. «Чудовищные сцены насилия изображаются практически на том же уровне, что и такие вещи, как завтрак, к примеру». Канбэ взялся ещё сильнее подчеркнуть это противопоставление, так как он чувствовал, что именно этот контраст является одной из главных тем. «Я хотел быть уверенным, что этот момент будет воспринят должным образом». Это объясняет, почему кровь и насилие представлены так детально, что не требуется даже нажимать на паузу, чтобы их рассмотреть. Эмоциональная жестокость изображается столь же грубо и неприкрыто, в особенности, когда это касается Майю, девочки, сбежавшей из дома, которая находит приют у Коты. Даже оказавшись рядом с одной из жертв Люси, брошенной умирать, она далека от того, чтобы испытать эмоциональный шок; она невозмутимо накладывает жгут и обращается с кричащей и корчащейся жертвой так, как вела бы себя немного строгая медсестра. Как много «жёсткостей» могло быть показано на канале AT-X, оставалось неизвестным на протяжении всего времени съёмок; подход Канбэ заключался в том, чтобы зайти настолько далеко, насколько возможно, пока ему не скажут остановиться. «Раз я принял решение идти в этом направлении, я не думал, что у меня с этим будут особые сложности». С другой стороны, он признаёт, что создание работы с таким массированным шквалом брутальных сцен было утомительным. «Это начинает вызывать у вас потерю чувствительности, в некотором роде. Для меня это было тяжело». К счастью, «Эльфийская песнь» также позволила Канбэ во всей полноте передать живописную красоту окружения, в котором происходит действие. «Лично я по-настоящему люблю Камакуру» – говорит он. Эта область к юго-западу от Токио служит популярным местом бегства из города, который славится обилием традиционных ландшафтов и сельским очарованием. «Она подходит мне на некотором эмоциональном уровне», отмечает Канбэ. «Каждый раз, приезжая в Камакуру, я испытываю огромный прилив оптимизма и одновременно невероятное чувство благополучия». Канбэ сознаётся, что сосредоточил на этой теме все свои силы, потому что в прошлых проектах ему не позволяли показать всё притягивающее очарование этой местности. Причина, объясняет он, в том, что «они хотят, чтобы сериал смог заработать побольше денег за рубежом. У меня не было возможности показать черепичные крыши, татами, храмы, святилища или что-нибудь, что хотя бы чуть-чуть казалось “японским”». Без всего этого, жалуется он, «Камакура уже больше не Камакура. Это всегда расстраивало меня». Канбэ вспоминает, что, когда к нему попал проект Elfen Lied, «его атмосфера оказалась такой, что я понял, что в этот раз смогу передать эту обстановку должным образом». Проработке пейзажей было явно уделено много внимания. Неторопливые, формирующие атмосферу кадры железной дороги, канала и храмов в разгар цветения сакуры будят романтическое настроение, которое становится мощным противовесом бурным событиям, разворачивающимся на этом фоне. Когда дело подошло к тому, чтобы отшлифовать образы героев манги в соответствии с задачами анимации, Канбэ просто поручил дизайнеру персонажей Сейдзи Кисимото «сделать их такими, чтобы ему было удобно рисовать». Он добавил: «Работа Кисимото обладает подлинной красотой в этом отношении. Я попросил его добиться того элегантного стиля, какой вы встречаете в комиксах для девушек. Я хотел этого больше, чем рисунка пусть даже более реалистичного и идеально выполненного». Обрадованный результатом, Канбэ тем не менее был удивлён: «сначала у меня было впечатление, что рисунок в стиле манги для девушек не относился к сильным сторонам Кисимото». Режиссёр помещает главных героев в контекст поражающего воображение оупенинга, ярко расцвеченного сочными золотыми красками и густыми абстрактными узорами. Сопровождаемый напоминающим грузинский хор вокалом, он получился одновременно ошеломляюще красивым, глубоко печальным и отчётливо запоминающимся. Как ни удивительно, Канбэ утверждает, что обычно он не большой любитель делать оупенинги, сетуя на то, что они «всегда требуют чего-то яркого и мощного, где много скорости и энергии… Это непременно что-то такое кричащее и пёстрое, из-за чего я и не люблю никогда этим заниматься». Напротив, «Эльфийская песнь» дала ему возможность придумать плавный оупенинг, основанный на чувственных и неземно прекрасных картинах австрийского художника Густава Климта, – как раз то, что Канбэ уже долгое время хотел сделать: «Это настолько далеко от того, что обычно требуется для оупенинга, что я никогда бы не смог получить шанс реализовать такую идею». Благодаря экспериментальным условиям, он в этот раз рискнул, «так как это был мой последний шанс. Я думаю, крайне редко случается, чтобы всё совпало так удачно». В конце концов… Поскольку во время съёмок аниме манга всё ещё продолжала выходить, Канбэ и композитор Такао Ёсиока взялись сами придумать подходящую развязку. Сценарий нуждался всего в нескольких штрихах, чтобы всё пришло в порядок, и Канбэ признался, что первоначально там должна была быть этакая трах-бах штука: Люси схвачена, из-за чего Кота и компания мчатся на остров и спасают её. Однако после того как они уже потратили значительное время, раскрывая эмоциональное состояние Люси – предполагая, что диклониусы по своей сути не являются злыми, но становятся такими из-за обращения окружающих – возник другой финал: «Мы обсуждали возможность сместить фокус в сторону разрешения эмоциональных вопросов, вместо того, чтобы связывать воедино все разрозненные линии сюжета». В манге также гибнут некоторые персонажи, что дало импульс для создания финальной сцены, где Нана плачет над чашкой сомена, вспоминая трагические моменты. «Мы перепробовали немало вариантов того, с чего начать и чем завершить, прежде чем отыскали путь к тому, как все идеи связать вместе таким образом, который сработает». Как же это удалось? Хотя в последнем эпизоде уже не было большого побега с острова, напряжённая схватка оборачивается трагедией, за которой в лучах лунного света следует сцена откровенного и эмоционального объяснения между героями. Немного двусмысленный, но ободряющий финал служит красноречивой иллюстрацией самой важной для Канбэ темы сериала. «КАЖДЫЙ НУЖДАЕТСЯ В СПАСЕНИИ – таком месте, в котором можно расслабиться и назвать его домом, и в тех людях, которые делают это возможным» – подводит он итог. «В этом состоит главная мысль».
Источник: http://elfenlied.clan.su/publ/1-1-0-20 |